Как покупать искусство
в 2021 году
Что было, что будет, чем сердце коллекционера успокоится
На протяжении двух десятилетий арт-рынок демонстрировал завидную жизнеспособность: его не сломили ни финансовый кризис 2008 года, ни обвал фондового рынка Китая в 2015-м. Но, как и в других сферах, пандемия COVID-19 заставила коллекционеров, дилеров и аукционистов столкнуться с новыми неожиданными проблемами.
Источник: UBS
Спад продаж в 2020 году был вызван не только снижением экономической активности: ярмарки искусства и галереи стали жертвами волны локдаунов, аукционные дома не могли организовать транспортировку многомиллионных полотен, а коллекционеры перед покупкой были вынуждены рассматривать произведения искусства на мониторе компьютера.
По данным отчета UBS «Арт-рынок — 2021», за год продажи искусства снизились до минимума за десять лет, а сами арт-объекты показали наибольшее падение среди всех составляющих индекса инвестиций в предметы роскоши, рассчитываемого агентством Knight Frank (KFLII). Ликвидность актива снизилась на 11%.
На мировой арт-рынок влияет и политика в главных для него регионах: налоговые изменения в США и Великобритании негативно отразились на импорте искусства в эти страны.
Тем не менее уже в начале 2021 года индустрия демонстрирует позитивные изменения: в привычном офлайн-формате открываются ярмарки искусства, аукционные продажи устанавливают новые рекорды. Драйвером последних становятся произведения признанных мастеров и NFT-арт.
1
Как закончили 2020 год
ключевые игроки
Арт-дилеры, аукционы и ярмарки искусства
1
Как закончили 2020 год
ключевые игроки:
арт-дилеры, аукционы и ярмарки искусства
Арт-дилеры
Продажи арт-дилеров всегда оставались самыми стабильными: три четверти продавцов, работающих сегодня, занимаются бизнесом более десяти лет. Частным лицам и галеристам удается установить тесные и доверительные отношения с клиентами, на руку им играет и собственная гибкость (порой арт-дилеру даже не требуется выставочного пространства — достаточно базы контактов).
Но падение продаж в 2020 году было неизбежным.


Совокупный объем продаж в дилерском сегменте, по сравнению с 2019 годом, снизился на 20% и составил $29,3 млрд.
Самое значительное падение продаж отметили дилеры с оборотом более $10 млн в год — на 31%.
Если в 2019 году на одного дилера приходилось в среднем 64 клиента, то в 2020 году их количество сократилось до 55.
Среднее количество проданных за год работ снизилось с 55 до 34 на одного дилера.
Даже такие потери не мешают большинству дилеров смотреть в будущее с оптимизмом. Опрос, проведенный финансовым холдингом UBS в рамках отчета «Арт-рынок — 2021», показал: 58% респондентов ожидают повышения продаж уже в этом году, а наибольшая доля таких оптимистов — среди продавцов с годовым оборотом, превышающим $10 млн (65%).

В целом же галеристы и частные дилеры справились с вызовами 2020-го.
33%

частных дилеров и галеристов нашли новых клиентов в 2020 году
28%

продавцов, опрошенных UBS, отметили, что за год пандемии их прибыль была больше, чем в 2019-м
1%

респондентов UBS вышли из бизнеса
Что важно коллекционеру
Традиционно выручка галерей и частных дилеров, занимающихся перепродажей произведений искусства, выше, чем у тех, что работают с художниками напрямую. Это легко объяснимо: на вторичный рынок, как правило, попадают произведения состоявшихся художников, на продаже которых коллекционер рассчитывает заработать. Однако в 2020 году именно вторичный рынок просел заметнее всего — на 39%. Сами арт-дилеры объясняет это тем, что в кризисные времена мало кто из собирателей готов расстаться со своими приобретениями (надеясь на лучшую цену в спокойное время), к тому же самим продавцам приходится конкурировать с аукционными домами, которые стали активнее заниматься частными продажами.

По мере восстановления экономики на рынке станет появляться больше работ из частных коллекций, а арт-дилеры будут бороться не только за покупателей, но и за коллекционеров.
Специалисты Bank of America предложили следующий сценарий развития событий при сохранении низкой ключевой ставки на американском рынке.
Аукционы
Продажи на публичных аукционах за год пандемии, как и рынок в целом, упали до минимального значения за десять лет: $17,6 млрд — это сразу на 30% меньше, чем в 2019 году. Все реже стук молотка раздавался в залах аукционных домов в том числе из-за распространения карантинных мер по всему миру. Проблематично было организовать как сами торги, так и доставку ценностей.

Источник: UBS

Зато частные продажи пошли вверх. Как отмечает UBS, по самым скромным оценкам, сумма сделок, заключенных в кулуарах аукционных домов, составила $3,2 млрд. В противовес публичным продажам это на 36% больше, чем в предшествующем году.
Безоговорочными лидерами в сегменте частных продаж остаются Sotheby's и Christie's: на оба дома пришлось $2,8 млрд.
На самом деле продажа по-настоящему ценных работ в обход публичных торгов бывает выгодна аукционным домам: если тот или иной топ-лот не уходит с молотка, то это негативно отражается на его последующем эстимейте и приводит к репутационным потерям самого аукциониста. Еще хуже, когда шедевр продается, но по нижней планке предварительной оценки. Это может негативно сказаться как на стоимости остальных работ конкретного автора, так и на интересе к сегменту, в котором он представлен. Что касается противостояния двух титанов аукционного бизнеса, то в 2020 году Sotheby's наконец удалось обойти Christie's.
«Триптих, вдохновленный „Орестеей" Эсхила» Фрэнсиса Бэкона (1981) — самая дорогая картина 2020 года. Продана на аукционе Sotheby's за $84,6 млн.
Sotheby's в цифрах
Объем продаж — $5 млрд (–16%)

Объем продаж на публичных аукционах — 3,5 млрд (–25%)

Объем онлайн-продаж — 584 млн (+650%)

Объем частных продаж — 1,5 млрд (+50%)
Christie's в цифрах
Объем продаж — $4,4 млрд (–25%)

Объем продаж на публичных аукционах — 3,1 млрд (–38%)

Объем онлайн-продаж — 311 млн (+260%)

Объем частных продаж — 1,3 млрд (+57%)
Крупнейшим регионом по объему аукционных продаж стал Китай: местные коллекционеры за прошлый год потратили на пополнение своих собраний $6,3 млрд.
Это на 11% меньше, чем в 2019-м, однако падение оборотов на китайском рынке значительно меньше, чем в США и Великобритании (44% и 33% соответственно).

В 2020-м стало заметно, как смещается фокус интереса покупателей из Китая. Если раньше их главной страстью было декоративно-прикладное искусство (в особенности китайская керамика), то за прошедший год заметный рост показали продажи искусства изобразительного. Главными звездами торгов становятся китайские же художники, которые благодаря стараниям (и, конечно же, деньгам) местных коллекционеров стабильно попадают в рейтинги самых дорогих и востребованных художников.
Топ-5 художников по сумме
аукционных продаж в 2020 году
1
Пабло Пикассо
(1881—1973, Испания)
$196,4 млн
2
Сан Ю
(1901—1966, Китай)
$155,3 млн
3
Чжао Уцзи
(1920—2013, Китай)
$143 млн
4
Дэвид Хокни
(р. 1937, Великобритания)
$125,2 млн
5
Жан-Мишель Баския
(1960—1988, США)
$111 млн
Что важно коллекционеру
В сегменте публичных торгов наиболее очевиден эффект отложенного спроса. Если в кризисном 2009-м коллекционеры потратили на аукционах $18,3 млрд, то уже в 2010-м — $27,6 млрд, а в 2011-м — $32,4 млрд. Вот и за первую половину этого года с молотка ушло несколько полотен, побивших ценовые рекорды 2020-го.
Топ-лоты 2021 года
Пабло Пикассо
«Женщина, сидящая у окна» (1932)


$103,4 млн

До майских торгов Christie's полотно появлялось на аукционе в 2013-м — тогда Sotheby's продал портрет за $45 млн. В 2021-м владелец запросил за работу скромные $55 млн, но за 20 минут торгов ее финальная стоимость превысила $103 млн.


Жан-Мишель Баския
«В этом случае» (1983
)

$93,1 млн

Картина из частной коллекции сооснователя модного дома Valentino Джанкарло Джамметти, проданная Christie's, стала второй в списке наиболее дорогих работ Баскии. Самое ценное полотно (стоимостью $110,5 млн) хранится в собрании японского миллиардера Юсаку Маэдзава.
Сандро Боттичелли
«Молодой человек с медальоном» (ок. 1480)

$92,2 млн

Продажа портрета кисти Боттичелли на январских торгах Sotheby's стала первой ласточкой восстановления аукционных продаж после неутешительных результатов 2020 года. Однако она же продемонстрировала и невысокий спрос даже на главных героев итальянского Ренессанса. В сегменте старых мастеров картину обходит лишь «Спаситель мира», приписываемый Леонардо да Винчи. В 2017 году она ушла с молотка за $450 млн прямиком из коллекции российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева. Кстати, участники торгов Sotheby's отмечают, что победу в борьбе за Боттичелли одержал русскоязычный покупатель.

Арт-ярмарки
Предсказуемо, что именно по ярмаркам искусства всемирный локдаун с закрытием границ и ограничительными мерами внутри государств ударил больше всего. По данным UBS, в 2020 году были отменены 61% запланированных арт-ярмарок. Остальные искали гибридные варианты, совмещая закрытые просмотры с онлайн-показами.
Платформа Artsy, выступающая цифровой витриной для многих галерей, провела в 2020 году 69 онлайн-событий для разных арт-ярмарок, которые объединили более 300 тысяч уникальных пользователей. По итогам было зарезервировано около 24 тысяч произведений — для Artsy это рекордные показатели.
Опрос UBS и Art Economics показал: несмотря на значительное количество отмененных событий, за 2020 год 41% коллекционеров — долларовых миллионеров пополнили свои собрания благодаря арт-ярмаркам. При этом 45% покупателей приобрели хотя бы одно произведение после онлайн-просмотра.
К слову, в сентябре в Москве все же удалось провести международную ярмарку современного искусства Cosmoscow. Следуя мировому тренду, ее организаторы к традиционному выставочному формату в Гостином дворе добавили возможность заказать работы онлайн. Хотя российские коллекционеры поспешили воспользоваться своей привилегией оценить работы вживую. Еще на этапе превью до официального открытия и в первый же день работы ярмарки значительную часть работ продали такие известные галереи, как Ruarts и XL.

А в 2021 году в строй возвращается одна из главных арт-ярмарок — Art Basel. Весной в Гонконге она впервые с 2019 года прошла в офлайн-формате, в сентябре организаторы рассчитывают вернуться и в родной Базель.

Картина американского художника Джорджа Кондо «Блюз в ля-бемоль мажоре» (2021) продана галереей Hauser & Wirth на ярмарке Art Basel Hong Kong за $1,75 млн.
Что важно коллекционеру
В 2020 году совокупный объем онлайн-продаж произведений искусства достиг $12,4 млрд, вдвое превысив показатель 2019-го. При этом 72% состоятельных коллекционеров отметили: наличие открытой цены — важный фактор при покупке на цифровой платформе (в случае Artsy 90% продаж пришлось на работы с публичным ценником). Таким образом, развитие онлайн-форматов может способствовать повышению транспарентности цен на арт-рынке.
2
Какие изменения ждут региональные рынки
Налоги и борьба с отмыванием денег
2
Какие изменения ждут региональные рынки:
налоги и борьба с отмыванием денег
Более 80% продаж произведений искусства происходят в США, Китае и Великобритании. Поэтому изменения именно в этих странах во многом определяют развитие арт-рынка.
Источник: UBS
Дилеры голосуют за Байдена
Львиная доля арт-рынка традиционно приходится на США. И речь не только о местных коллекционерах: страна остается важным хабом для международной торговли. Поэтому падение мировых продаж произведений искусства эксперты UBS отчасти связывают с протекционистской политикой экс-президента Соединенных Штатов Дональда Трампа. В 2019 году он установил налог 15% на ввоз картин, рисунков, скульптур и предметов антиквариата, созданных в Китае, однако в январе 2020-го ставка была снижена до 7,5%, а картины покинули список. Зато таможенная пошлина, введенная в том же 2019 году на печатную продукцию из Германии и Великобритании, никуда не делась: 25% стоимости придется уплатить в казну покупателям фотографий и других произведений тиражного искусства из этих стран. Вкупе с пандемией все это привело в 2020-м к падению импорта арт-объектов в США на 55%.

Принты Энди Уорхола — один из самых ярких примеров тиражного искусства.
Общая стоимость ввезенных в США произведений искусства за 2020-й оценивается в $5,2 млрд — это минимум с 2009 года.
На фоне импульсивности Трампа арт-дилеров и аукционистов воодушевило появление в Белом доме Джо Байдена. И это несмотря на то, что президент США затеял налоговую реформу с повышением ставок для состоятельных американцев и вероятной отменой льготного налога при продаже произведений искусства, которые находились в собственности коллекционера не менее года. Но, как отмечает Bloomberg, повышение налогов не сильно пугает коллекционеров.

Китай идет навстречу аукционам
Продажи искусства в Китае падают с 2017 года: этому способствовали слабый экономический рост, торговые войны с США, налоговые изменения и, наконец, пандемия COVID-19. Однако именно китайский рынок показывает позитивные изменения во второй половине 2020-го — начале 2021-го.
Изменения в законодательстве Китая об НДС, которые вступили в силу в мае 2020 года, облегчили работу аукционных домов и их взаимодействие с клиентами.
Анализируя арт-рынок Китая, его континентальную территорию принято отделять от Гонконга, где доминируют Christie's, Sotheby's и Phillips. Однако в последние годы китайские аукционные дома начали обходить западных конкурентов по стоимости продаваемых лотов: 71% выручки аукционистов в Китае приходится на его материковую часть. Именно на торгах Poly Auction, China Guardian и Yongle Auctions происходят самые громкие продажи китайского искусства.
Работа У Баня «Десять видов скалы Линби» (1610) ушла на торгах Poly Auction за $76,6 млн. Это второе по стоимости произведение искусства, проданное на аукционе в 2020 году (после триптиха Бэкона), и самое дорогое произведение традиционного китайского искусства за все время.
Париж — новая
арт-столица?
Третий регион по величине оборота произведений искусства — Великобритания, и здесь тоже есть свои проблемы, помимо коронавируса. Главная из них, конечно же, Брексит. Выход Британии из Евросоюза повлек за собой изменения в налоговом законодательстве, что отразилось и на коллекционерах.
С января 2021 года арт-объекты, ввозимые в Великобританию из ЕС, облагаются НДС и другими сборами.
Это озадачило дилеров и владельцев галерей, торгующих со странами Европы, зато воодушевило бизнес по ту сторону Ла-Манша: французы надеются, что теперь столицей европейского арт-рынка станет Париж. Однако если эти налоговые нововведения и помогут повысить количество сделок на континенте, то вряд ли серьезно отразятся на сумме чеков. В 2020 году лишь 13% импорта произведений искусства в Британию пришлось на Евросоюз.
Борьба с отмыванием денег
А вот что точно осложнит жизнь Лондону, Парижу и другим городам Европы, так это «Пятая директива по борьбе с отмыванием денег» Европейской комиссии (5AMLD). Теперь продавцы искусства обязаны проводить идентификацию конечного обладателя произведений и передавать всю необходимую информацию государству.
Требования 5AMLD
  • Директива 5AMLD регулирует сделки по продаже произведений искусства на сумму от 10 000 евро.
  • Само понятие «произведение искусства» устанавливается местным законодательством.
  • Дилер, аукционист или арт-консультант должен самостоятельно проверить приобретателя арт-объекта: находится ли он в санкционных списках или списке террористов, является ли политически значимым лицом, могут ли его легальные источники дохода покрыть расходы на покупку произведений искусства.
  • Каждое государство также устанавливает документы, необходимые для подтверждения личности покупателя. В Великобритании это паспорт или водительское удостоверение.
Такое регулирование вводит множество сложностей для продавцов искусства: например, не всегда до конца понятно, кто станет фактическим владельцем картины или скульптуры, если она приобретается юридическим лицом. Осложняет это и работу с арт-консультантами, многие из которых представляют своих клиентов на условии анонимности. Но больше всего вопросов у участников арт-рынка к минимальной сумме сделок, в отношении которых нужно проводить оценку покупателей. В бутиках на центральных улицах любой европейской столицы без труда можно найти сумку или пальто за 10 тысяч евро, не говоря уже о часах и ювелирных изделиях. При этом от покупателей не требуется ничего, кроме как поднести карту к терминалу.
Распространение правил 5AMLD в странах Европы может сократить количество эмоциональных покупок в галереях и на арт-ярмарках.
В том же направлении смотрят и власти США. С 1 января 2021 года в рамках закона о банковской тайне due diligence проходят покупатели антиквариата, а к концу года госорганы Штатов должны определить, стоит ли распространить это требование и на покупателей произведений искусства. Скорее всего, уполномоченные органы придут к положительному выводу: правительство Штатов озабочено тем, что даже такие гиганты аукционного рынка, как Sotheby’s и Christie’s, не всегда отслеживают, в чьих руках окажется полотно за десятки миллионов долларов. В итоге по длинной цепочке посредников произведения искусства отправляются с молотка к фигурантам санкционных списков.
А что в России?
Отдел налогового консультирования Тинькофф Инвестиций — о налогах на искусство в нашей стране.
Я хочу приобрести картину. Нужно ли после покупки платить какие-либо налоги?
В случае физических лиц налогом облагается доход, полученный как в денежной, так и в натуральной форме. Покупка произведения искусства — это не получение дохода, а приобретение предмета в собственность на возмездной основе. А значит, в этом случае коллекционеру не нужно уплачивать никакие налоги.
Мне подарили натюрморт известного художника. Здесь тоже обойдется без заполнения деклараций?
Доход, полученный от физических лиц в порядке дарения, освобождается от налогообложения. Есть несколько исключений, но картины или скульптуры в их список не входят.
А если картина или целая коллекция досталась в наследство?
Налог на наследство также не платится. Но если правопреемник получает вознаграждение за использование произведения искусства как наследник автора, то в этом случае он платит налог по ставке 13%.
На картину из собрания нашелся покупатель. К чему готовиться после продажи?
Налог на продажу произведений искусства в России рассчитывается по тем же ставкам и правилам, что и при продаже имущества. А значит:
  • если произведение искусства находилось в собственности продавца более трех лет, доход от его реализации освобождается от налогообложения;
  • если произведение искусства находилось в собственности продавца менее трех лет, необходимо самостоятельно рассчитать и уплатить налог с продажи произведения искусства на основании представленной в налоговые органы декларации по форме 3-НДФЛ.
Ставка налога для резидентов Российской Федерации — 13%.

Что еще полезно узнать?
Если вы решите перепродать произведение искусства, полученное в дар или по наследству, то при определении налоговой базы по НДФЛ можно учесть в расходах затраты на его покупку предыдущим владельцем.
Например, вы получили в подарок картину, за которую ваш друг заплатил $10 000. Через год вы продаете ее за $12 000. В таком случае налог 13% платится не со всей суммы дохода, а только с $2 000 (ваш доход минус расходы дарителя).
Есть вопросы по налогам? Задайте их налоговому консультанту в мобильном приложении Тинькофф Инвестиции.
3
Главные тренды
NFT и перспективные художники
3
Главные тренды:
NFT и перспективные художники
Современное искусство растет в цене
В аукционной практике сложилась традиция разделять все произведения искусства на четыре основные группы.
Разумеется, границы эти подвижны: Фрэнсис Бэкон, родившийся в 1909 году, будет присутствовать на торгах послевоенного и современного искусства. Но в целом такая схема позволяет достаточно легко классифицировать того или иного художника.

На протяжении 20 лет лучшие продажи показывает послевоенное и современное искусство (исключение составляет разве что Пикассо).
Источник: UBS
Если говорить про доходность произведений, то лидерство также сохраняется за новыми звездами. В 2021 году Sotheby's проанализировал судьбу более 90 000 картин, которые были перепроданы за последние десять лет хотя бы один раз. В верхней десятке оказалось немало живущих художников.
Топ-10 художников по росту цен (2010—2020)
Художницы помогают продавать
Доля работ, созданных женщинами, в объеме аукционных продаж все еще невелика. По подсчетам UBS, это 7%, если говорить о количестве проданных работ и 8% от их общей стоимости. Зато авторы отчета о состоянии арт-рынка отметили интересную корреляцию в галерейном бизнесе: чем выше доля женщин среди художников, которых представляет галерея, тем меньше были ее потери в 2020 году. Особенно это касается дилеров, работающих на первичном рынке.
Источник: UBS
Очевидно, что тренд на гендерное равенство подхватили и коллекционеры, которые охотнее покупают работы, созданные женщинами. Вероятно, этому способствует и смена поколений. Аналитики UBS подсчитали, что самыми активными покупателями искусства среди ультрахайнетов стали представители поколения миллениалов — те, кому сегодня от 23 до 38 лет. Они особенно чутко относятся к таким социальным проблемам, как неравенство, и это в том числе оказывает влияние на мотивы их покупок.

Цифровизация искусства
Уход искусства в цифру касается не только проведения онлайн-аукционов: в 2021 году происходит бум NFT-арта. Сайт Сryptoart.io подсчитал: на начало июля в мире продано 725,7 тысячи токенов цифрового искусства, которые оцениваются в $620 млн.
Что такое NFT?
NFT (невзаимозаменяемый токен) — это уникальная запись в системе блокчейн, которая предоставляет владельцу доступ к определенному цифровому объекту (от изображения или аудио до предмета для онлайн-игры). Такой доступ может быть только у владельца токена через его криптокошелек, а файл с произведением хранится на сервере платформы, c помощью которой создан токен (например, Rarible или OpenSea).
Рассмотрим на конкретном примере. В июне 2017-го американская студия Larva Labs создала десять тысяч непохожих друг на друга аватаров размером 24 x 24 пикселя, каждый из аватаров она привязала к токену на блокчейн-платформе Ethereum. Тогда добавить их в свой криптокошелек мог любой желающий, и все персонажи из серии CryptoPunks быстро обрели владельцев. Теперь же счастливчики могут продать свои токены за криптовалюту. Самый дорогой лот был продан за 4,2 тысячи ETH (валюта Ethereum) — это примерно $7,5 млн по курсу на момент продажи. А в мае 2021-го девять токенов CryptoPunks ушли с молотка на аукционе Christie's за $17 млн — лот на продажу выставили сами создатели Larva Labs.

Аватары CryptoPunks, проданные Christie's.
Неизвестный коллекционер отдал $16 962 500
за 5184 пикселя.
Впрочем, это не первая продажа NFT на аукционе Christie's. Дебют состоялся в марте 2021-го: тогда за $69,3 млн был продан токен, привязанный к цифровому коллажу художника Beeple. Это автоматически сделало его третьим в списке самых дорогих из живущих художников — после Дэвида Хокни и Джеффа Кунса. В Christie's отмечают, что на последних минутах за ходом аукциона следило более 22 млн человек. Большинство участников торгов (58%) были миллениалами, а 91% всех претендентов на токены никогда не пользовались услугами Christie's.


Цифровой коллаж Beeple состоит из 5000 изображений.
Работу Beeple тогда приобрел криптовалютный фонд Metapurse. И хотя его основатели заявляют, что в скором времени NFT-коллаж может стоить миллиарды долларов, а вслед за конкурентом продавать токены стал и Sotheby's, мы обратим внимание на следующие моменты.
Покупка и продажа NFT-искусства происходит за криптовалюту. Соответственно, инвестор полагается не только на возрастающий интерес к тому или иному художнику, но и на стабильный курс криптовалют.
При этом для аукционных домов продажа токенов довольно безопасная история: стоимость самой работы перечисляется на криптокошелек ее продавца, а вот комиссию аукционист получает в долларах, евро или другой оговоренной валюте.
Если за февраль 2021 года было продано NFT-арта более чем на 200 млн ETH, то уже в апреле сумма немногим превысила 60 млн ETH. За июнь продажи опустились ниже 6 млн ETH.
Источник: Cryptoart.io
В целом же NFT многие эксперты советуют воспринимать как своего рода меморабилию: не менее впечатляющие продажи демонстрируют кроссовки знаменитостей или карточки для игры Pokemon. Но это уже другой рынок со своими законами.
Ну и что?
Падение продаж предметов искусства — закономерное явление во время глобального снижения экономической активности. Но опыт прошлых лет (и даже первой половины 2021 года) показывает, что индустрия быстро отыгрывает свои позиции, как только экономическая ситуация начинает стабилизироваться.
Отмена налоговых льгот и повышение пошлин на ввоз арт-объектов не сильно отражается на продажах в высоких ценовых сегментах. Более того, произведения известных художников продолжают расти в цене. На весенних торгах искусства XX—XXI веков аукционного дома Christie's в этом году были распроданы все топ-лоты, большинство из них заметно превзошли эстимейт.
Происходящие изменения (переход к гибридному формату работы, начало действия 5AMLD, Брексит) большего всего влияют на бизнес небольших галерей, работающих с молодыми художниками. Как следствие, именно эта часть рынка может ощутить заметный спад.
Новые поколения коллекционеров продолжают покупать искусство, причем активнее своих предшественников. С одной стороны, это влияет на развитие рынка в целом. По прогнозам Knight Frank, количество сверхсостоятельных людей (ультрахайнетов) увеличится к 2025 году на 27%, а значит, возрастет аудитория дилеров и аукционистов. С другой стороны, именно их пристрастия и ценностные ориентиры начинают формировать расклад сил в глобальном арт-бизнесе. А это интерес к технологиям, запрос на социальное равенство и справедливость, стремление к экологичному образу жизни.
Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты.
Весь текст дисклеймера

Made on
Tilda