Инфраструктура
и сырье
Click „Block Editor” to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
create your own block from scratch
Дисклеймер: Аналитический отчет составлен в соответствии с Методикой оценки ценных бумаг Тинькофф Банка. Обзор содержит информацию о ценных бумагах, которые предназначены только для квалифицированных инвесторов в соответствии со ст. 51.2 Федерального закона №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Обзор актуален на 17.05.21
Инфраструктурный план Байдена
В конце марта президент США Джо Байден представил новый план модернизации и развития инфраструктуры страны на $2 трлн. Такой проект был в планах еще у Обамы, а также в предвыборной кампании Трампа. Но ни один из них не смог убедить главный законодательный орган страны — Конгресс США — одобрить его и претворить в жизнь.

В течение ближайших восьми лет планируется распределить средства между разными сферами экономики. В частности:

— обновить около 20 тысяч миль дорог и 10 тысяч мостов;

— избавиться от свинцовых труб в водосточной системе;

— начать борьбу с глобальным потеплением и внедрить экологичные технологии — электрифицировать около 20% школьных автобусов, построить полмиллиона зарядных станций для автомобилей;

— усовершенствовать электросети.

Инфраструктурный план Байдена на
$2 трлн и 8 лет
План Байдена пока представляет собой только предложение его администрации. Условия, состав и суммы могут быть изменены в процессе подготовки и согласования законопроекта в Конгрессе.
Согласно законодательству США, чтобы законопроект стал законом, его должны согласовать обе палаты Конгресса — Палата представителей и Сенат. А уже после — одобрить президент страны. В Конгресс входят представители двух партий: Республиканской и Демократической. Последняя поддерживает инициативу Байдена, потому что он ее представитель. Сейчас у демократов большинство голосов в обеих палатах Конгресса:
50 из 100 в Сенате — и еще +1 в лице вице-президента Камалы Харрис. Она может использовать это право только в случае равенства голосов;
219 из 435 в Палате представителей.
Однако для одобрения законопроекта Сенатом простого большинства голосов недостаточно — нужно хотя бы 60 из 100 возможных. Получается, что согласовать инфраструктурный план Байдена должны все демократы и как минимум 10 республиканцев. Но республиканцы четко дали понять, что не согласны с предложением Байдена в полном объеме, и предложили свою версию плана — на $568 млрд. Это в четыре раза меньше, чем предлагает Байден. Поэтому демократам придется искать для продвижения своего законопроекта иные пути, не требующие согласования со стороны республиканцев.
Как будут действовать демократы?
Пока неизвестно. Как вариант, они могут прибегнуть к той же стратегии, что помогла им утвердить новый пакет стимулов для экономики на $1,9 трлн. Его одобрили без согласия республиканцев — через законодательный механизм, именуемый reconciliation.

По этой схеме законопроект могут полностью или частично принять во второй половине 2021 года или в первом полугодии 2022-го. Американские СМИ выделяют три возможных сценария.
План Байдена полностью утвердят без согласия республиканцев — через reconciliation. Но в 2021-м демократы уже использовали этот механизм, а к нему нельзя прибегать по одной статье — «Бюджетные расходы» — чаще раза в год. Так что согласование инфраструктурного плана отложат до следующего года.
Демократы смогут использовать законодательные лазейки, чтобы применить механизм reconciliation второй раз за год. В таком случае, по мнению политологов, они, скорее всего, поделят план Байдена на два законопроекта, один из которых согласуют во второй половине 2021-го, а второй — в первом полугодии
2022-го.
Демократы разделят план на два законопроекта:
  1. Первый будет включать ту часть, что одобрят республиканцы, — финансирование транспортной и прочей инфраструктуры.
  2. Второй будет включать оставшуюся часть плана, и его согласуют через reconciliation во второй половине 2021-го или в первом полугодии
    2022-го.
СЦЕНАРИЙ 1
СЦЕНАРИЙ 2
СЦЕНАРИЙ 3
Разделение плана на два законопроекта. Согласование первой части плана, используя механизм reconciliation (без согласия республиканцев).
30.06.2021
2
3
Разделение плана на два законопроекта. Согласование с республиканцами части плана, относящейся к транспортной и прочей инфраструктур.
01.01.2022
Согласование полного плана в одном законопроекте, используя механизм reconciliation (без согласия республиканцев).
1
3
Согласование оставшейся части плана, используя механизм reconciliation
(без согласия республиканцев).
Согласование оставшейся части плана, используя механизм reconciliation
(без согласия республиканцев).
2
30.06.2022
Куда направят деньги?
Инфраструктурный план Байдена во многом напоминает экономическую и социальную программу «Новый курс», которую в свое время представил 32-й президент США Франклин Рузвельт. Придя к власти, оба президента столкнулись с последствиями кризисов, которые полностью еще не завершились: Рузвельт — с Великой депрессией, Байден — с коронакризисом. Для обоих основной задачей было восстановить экономику и социальную сферу.
Весной 2020 года в США наступил строгий карантин. Многие организации, которые ранее казались надежными работодателями, закрылись или существенно сократили свои расходы, в том числе на штат. Государство активно действовало: поддержало население и компании пострадавших отраслей рядом выплат, которые в сумме оказались беспрецедентными.

Однако неопределенность относительно будущего все еще есть. Структура экономики изменилась. Новый инфраструктурный план Байдена будет направлен на:
Срочное создание рабочих мест.
Развитие перспективных отраслей, которые создадут рабочие места в будущем.
Улучшение условий работы и жизни людей для моральной мотивации.
Переформатирование экономики, устранение слабых мест и повышение ее устойчивости.
Это все в общем. А если говорить конкретнее и про инфраструктуру, то необходимость инвестиций подтверждает отчет Общества инженеров-строителей США. Его публикуют раз в четыре года, и в последнем отчете — от марта этого года — инфраструктура США получила оценку С−, аналог тройки с минусом в российских школах.

Отличников в американской инфраструктуре нет. Есть только пара хорошистов: железные дороги (B) и порты (B−).
Двоечников же полно: авиация (D+); парки (D+); государственные школы (D+); водоотвод, канализация (D+); дамбы и плотины (D); дороги (D+); ливневая канализация (D+).
У общественного транспорта аж D−. Ни одна категория не получала такой низкой оценки за последние несколько отчетов. США еще долго будут расплачиваться за градостроительные ошибки прошлого века.
Общество инженеров-строителей США подсчитало, что при текущих трендах развития инфраструктуры в 2021—2029 годах необходимо $5,9 трлн инвестиций. Ожидается, что $3,3 трлн из них будут профинансированы, а вот оставшиеся $2,6 трлн под вопросом. План Байдена предусматривает $1,3 трлн инвестиций непосредственно в инфраструктуру. Если его примут, то он сможет покрыть половину недостающей суммы.
Жилищная инфраструктура $689 млрд
Жилищный фонд США сильно устарел. Согласно оценке Бюро переписи населения США, средний возраст американского жилья составляет 46 лет. Аналитическая компания Statista собрала данные по американскому жилью и сделала разбивку по возрасту. Оказалось, что только 3% жилья в США построено менее десяти лет назад.
Развитие жилищной инфраструктуры требует средств не только на строительство домов, школ, колледжей, больниц, магазинов, но и на проведение к ним электричества, интернета, воды.
Доступное и
комфортное жилье
$213 млрд
Чистая
питьевая вода
$111 млрд
Высокоскоростной
интернет
$100 млрд
Государственные
школы
$100 млрд
Детские больницы
$25 млрд
Госпитали для ветеранов
$18 млрд
Электрическая
инфраструктура
$100 млрд
Колледжи
$12 млрд
Казенные здания
$10 млрд
Источник: администрация Белого дома
Транспортная инфраструктура $621 млрд
План Байдена предусматривает:
модернизацию 20 тысяч миль автомагистралей, дорог и центральных улиц;
реконструкцию 10 устаревших и наиболее экономически значимых мостов страны;
ремонт 10 тысяч мостов меньшего размера, которые обеспечивают связь между населенными пунктами;
замену тысячи автобусов и железнодорожных вагонов;
ремонт железнодорожных станций, аэропортов и др.
Цель — создать инфраструктуру, устойчивую к таким необычным и критическим ситуациям, как пандемия, погодные аномалии, техногенные аварии и т. д.
Электротранспорт
$174 млрд
Шоссе, мосты,
дороги
$115 млрд
Общественный
транспорт
$85 млрд
Железные
дороги
$80 млрд
Транспорт. дисбаланс
$45 млрд
Аэропорты
$25 млрд
Устойчивость
транспорт. системы
$50 млрд
Водный транспорт
$17 млрд
Прочее
$30 млрд
Источник: администрация Белого дома
Исследования и разработки, инновации, развитие кадров $280 млрд
В США более 3 тысяч муниципальных образований. Но самые высокооплачиваемые и быстрорастущие сектора сконцентрированы всего в 41 из них, подсчитали авторы инфраструктурного плана. Работники этих секторов формируют средний класс населения. Получается, что миллионы граждан страны просто отрезаны от возможности работать в этих секторах. Чтобы решить эту проблему и укрепить инновационный потенциал страны, нужно географически более равномерно распределять деньги на исследования и разработки, переоборудование научных центров и производств.

Также в планах создавать профессии будущего и развивать институты для подготовки работников. Для этого могут выделить еще $300 млрд. Предполагается, что лучшие умы из разных регионов США займутся разработкой технологий будущего и вместе с тем создадут сотни тысяч рабочих мест.
Нуждающиеся
сообщества
$30 млрд
Наука в исторически афроамерикан. вузах
$17 млрд
Программы реабилитации работников
$40 млрд
Профессии будущего
$25 млрд
Исследования климата
$45 млрд
Инфраструктура
для проведения исследований
$40 млрд
Развитие кадров
$48 млрд
Национальная
научная организация
$50 млрд
Источник: администрация Белого дома
Помощь бизнесу $300 млрд
Пандемия показала, что американским компаниям нужно стать более устойчивыми к чрезвычайным ситуациям. В свою очередь, государство бюджетными средствами может помочь усилить производственные процессы и цепочки поставок. Авторы инфраструктурного плана считают, что деньги нужны прежде всего обрабатывающей промышленности, полупроводниковой отрасли и зеленой энергетике. Инвестиции в их исследования и разработки, а также координация работы между ними могут максимизировать их вклад в экономику страны.
Обрабатывающая промышленность
$52 млрд
Полупроводники
$50 млрд
Мониторинг распределения
произв. мощностей
$50 млрд
Зеленая энергия
$46 млрд
Подготовленность
к пандемии
$30 млрд
Региональные
инновационные хабы
$20 млрд
Малый бизнес
$31 млрд
Национальный институтов стандартов и технологий
$14 млрд
Сельская местность
$5 млрд
Источник: администрация Белого дома
Уход и забота, охрана труда $400 млрд
Только в США пандемия унесла более полумиллиона жизней. Она выявила проблему неравного доступа к медицинским услугам, а также проблему незащищенности прав работников медицинской сферы. Не было профессиональных сообществ и профсоюзов, которые могли бы поддержать медработников во взаимоотношениях с работодателями и скоординировать их работу по всей стране. Аналогичная ситуация сложилась во множестве других отраслей, где работники де-факто остались один на один с работодателем. Чтобы решить эти проблемы, в рамках плана хотят выделить рекордные $400 млрд. Однако четкого понимания, куда именно направить деньги, пока нет.
Обеспечение равного доступа к услугам ухода, поддержка работников сферы ухода, организация профсоюзов работников данной сферы. Инвестиции в усиление общих практик защиты труда.
$400 млрд
Источник: администрация Белого дома
Чего в плане не хватает?
Прямых инвестиций в зеленую экономику. Их крайне мало — в сумме всего $255 млрд:
  • на электротранспорт — $174 млрд;
  • на поддержку предприятий — $46 млрд;
  • на исследования в области климата и возобновляемых источников энергии — $35 млрд.
    Однако стоит отметить, что инвестиции в науку ($50 млрд), развитие кадров ($48 млрд), инфраструктуру для проведения исследований ($40 млрд) и профессии будущего ($30 млрд) должны частично и/или косвенно поддержать зеленую экономику.

    Вместе с тем ажиотаж вокруг зеленых инвестиций может быть временным и краткосрочным. Если они вошли в эту версию плана в таком ограниченном объеме, вероятно, при дальнейшем согласовании их доля не увеличится.
    Откуда взять деньги?
    Из налогов на американские компании и обеспеченных американцев.

    Новая администрация скептически относится к налоговой реформе США 2017 года, которая снизила налоги на прибыль бизнеса и те средства, что он получает за рубежом.
      Администрация Байдена подсчитала, что 91 из 500 крупнейших компаний США не заплатила ни доллара корпоративных налогов в бюджет США из своих доходов в 2018 году. Поэтому она планирует вернуть крупные американские компании в отечественную юрисдикцию.

      Следующие меры могут привлечь в бюджет США более $2 трлн — их должно хватить для финансирования инфраструктурного плана:
      Повышение федеральной налоговой ставки с 21 до 28%. Сейчас американские компании платят даже меньше налогов, чем в среднем по странам ОЭСР. В этом заслуга предыдущего президента Дональда Трампа, который в 2017 году снизил корпоративный налог на прибыль с 35 до 21%. С учетом местных налогов компании сейчас платят в среднем 25,8%. Повышение ставки поможет осуществить критически важные инвестиции в инфраструктуру, зеленую энергетику, науку и прочие инициативы по поддержанию конкурентоспособности и роста экономики США.
      Вывод налогов американских компаний из офшоров. Будут отменены послабления, которые помогали избежать двойного налогообложения. Американские компании, которые до сих пор использовали эту опцию, будут платить как минимум 21% вместо 10,5%. И это вне зависимости от того, сколько они платят в других странах. Более того, они больше не смогут освобождать 10% доходов от корпоративного налога. В целом отменят множество лазеек, которые ранее позволяли выводить налоги и создавать рабочие места за пределами США. Эти меры должны вернуть американские компании в отечественную юрисдикцию, а уплаченные ими налоги направить на развитие отечественной экономики.
      Договоры с другими странами о повышении минимальных налоговых ставок. Зарубежные транснациональные компании, ведущие деятельность в США, по умолчанию избегают уплаты там налога, поскольку находят другие юрисдикции, где налоги ниже. Если американские власти смогут договориться с другими государствами о повышении налогов до сопоставимых уровней, у компаний появится стимул платить налоги в США. Текущая идея — ввести единый корпоративный налог на прибыль в размере как минимум 15%.
      Отмена налоговых преференций для бизнеса, связанного с ископаемыми видами топлива. Загрязнители окружающей среды будут платить за ее очистку. Политика Байдена предполагает достижение нулевых выбросов к 2050 году.
      Повышение налогов для самых обеспеченных жителей США, в том числе крупнейшее за всю историю повышение налога на прибыль от инвестиций. СМИ сообщают, что доходы выше $1 млн могут облагаться по ставке 39,6%, а не 37%, как было ранее. С инвестиционного дохода для зарабатывающих более $1 млн могут начать взимать 39,6% налога вместо прежних 20%. В течение нескольких лет общая сумма этих налоговых сборов может достигнуть $1 трлн. Новые поступления в бюджет США собираются направить на финансирование детских учреждений, в том числе на оплату отпусков их работников.
      Что предлагают республиканцы?
      Группа сенаторов, которые представляют Республиканскую партию, 22 апреля заявила, что план Байдена существенно выходит за рамки инфраструктурной повестки. Они предложили альтернативную версию, которая включает инвестиции исключительно в транспорт, широкополосный интернет и водные системы.
        Общий объем инвестиций, по их мнению, должен составить $568 млрд — это в четыре раза меньше, чем предлагает Байден. Однако их план предусматривает больше инвестиций непосредственно в авто- и железнодорожную инфраструктуру, а также аэропорты.
        Шоссе, мосты,
        дороги
        $299 млрд
        Высокоскоростной
        интернет
        $65 млрд
        Аэропорты
        $44 млрд
        Общественный транспорт
        $46 млрд
        Железные дороги
        $20 млрд
        Порты, внутренние
        водные пути
        $17 млрд
        Питьевая вода
        и очистка воды
        $35 млрд
        Хранение воды
        $14 млрд
        Меры предосторожности
        $5 млрд
        Какие компании могут выиграть?
        От такой мощной политики увеличения госрасходов могут выиграть десятки компаний США. Мы подготовили удобную инфографику с теми компаниями, что сейчас находятся в центре внимания. Нажмите на категорию для раскрытия списка компаний. При наведении на компанию появится описание.
        Сырьевые рынки
        Самый мощный старт года за последние полвека для индекса сырьевых рынков Bloomberg продолжается.

        Более успешными первые четыре месяца были только в период нефтяного кризиса 1973 года, когда арабские страны отказались поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня. С конца 2020-го и до 13 мая индекс сырьевых рынков Bloomberg вырос на 17%.
        После небольшого торможения в марте — начале апреля рост возобновился. У инвесторов возникает два логичных вопроса: до каких пор рост будет продолжаться и какие есть катализаторы для его продолжения? Забежим вперед и скажем, что расти будут не все виды сырья, но для тех, которые будут расти, катализаторы есть, в том числе это планы Байдена и республиканских сенаторов.
        Нефть и газ
        Начало вакцинации, перспективы выхода из карантина и восстановление экономической активности — все это способствовало росту цен на нефть. Еще и участники соглашения ОПЕК+ до последнего откладывали повышение уровня добычи, а когда приняли решение все-таки повысить его, сделали это очень осторожно. Сейчас их цели относительно балансирования спроса на нефть и ценовой политики уже достигнуты.
        Дальнейшему росту препятствуют:
        перспективы наращивания предложения нефти со стороны США и прочих стран, не входящих в соглашение ОПЕК+;
        продолжающиеся поставки нефти из Ирана и Венесуэлы в Китай по серым схемам;
        не самые быстрые темпы вакцинации в Европе и развивающихся странах (тормозят процесс перебои в поставках, к тому же уже одобренная вакцина от AstraZeneca начала вызывать вопросы во многих странах, и теперь некоторые из них отказываются от нее);
        новые штаммы коронавируса и новые очаги заражений (Индия, один из крупнейших в мире импортеров энергоносителей, сейчас переживает новую и самую мощную волну заражений).
        Мнение аналитиков Тинькофф
        - Мы продолжаем считать, что цены на нефть уже вполне отыграли ожидания относительно восстановления экономик и находятся на повышенных уровнях. Мы сохраняем нейтрально-негативный взгляд на перспективы энергоносителей, в особенности нефти, а также не видим значительного потенциала роста у добытчиков.
        Агропродукты
        Цены на агропродукцию показали сильный рост, и его главным драйвером определенно стала пандемия. Индустрии продовольствия, сельхозкультур, удобрений и прочие смежные отрасли столкнулись со сбоями поставок и недостатком инвестиций. Это сократило предложение, тогда как спрос оставался высоким, а в Китае стал бить рекорды. Высокие цены на агропродукцию стали мотивировать фермеров увеличивать посевы.
        ПРИМЕР

        Министерство сельского хозяйства США повысило прогноз китайского импорта кукурузы на 17% — до рекордных 28 млн тонн за фискальный год (закончится в сентябре 2021 года). Ее используют в том числе и в кормах для животных, например свиней, поголовье которых нужно восстанавливать Китаю. Но кукурузная отрасль очень циклична, и уже в следующем году закупки могут сократиться практически вдвое, до 15 млн тонн.
        Глобальный спрос на еду останется главной движущей силой рынка агропродукции. Но план Байдена может дать дополнительный импульс. Если его примут, то в развитие сельской местности США вложат $5 млрд. Американскую агроиндустрию также косвенно поддержат гигантские инвестиции в транспортную инфраструктуру.
        Мнение аналитиков Тинькофф
        Бенефициарами будут все те же поставщики высокомаржинальных сельхозпродуктов, в частности кукурузы, и производители удобрений. Но еще раз напомним о цикличности этих отраслей. Коррекция возможна уже на горизонте полугода.
        + Среди поставщиков кукурузы выделяется компания Archer Daniels Midland.

        + Среди производителей удобрений наиболее перспективно выглядит один из наиболее эффективных игроков — российский ФосАгро.
        Драгоценные металлы
        Мы продолжаем верить, что с восстановлением экономики, повышением процентных ставок в будущем и более высокими доходностями облигаций привлекательность золота для инвесторов снижается. Оттоки средств из пассивных фондов, инвестирующих в ценные металлы, происходят уже третий квартал подряд после исторического максимума золота в августе прошлого года.
        Реализация плана Байдена будет способствовать дальнейшему ускорению экономики и подстегивать интерес инвесторов к рынку акций, а значит, в течение нескольких лет инвестиции в золото будут менее актуальны. Его защитную функцию могут на себя взять облигации, доходность которых будет расти с новым циклом повышения ставок.

        А вот у других ценных металлов куда более интересные перспективы. Палладий, серебро и платина широко применяются в промышленности, и восстановление мировой экономики, в том числе за счет плана Байдена, может поддержать цену этих металлов. На серебро также возлагают большие надежды в зеленой энергетике, за которую основательно взялись развитые страны. А один из крупнейших мировых производителей палладия и платины — Норильский никель — недавно столкнулся с производственными проблемами. Появились опасения относительно дефицита этих металлов. Они вызвали рост цен и сейчас поддерживают их на высоком уровне.
        Мнение аналитиков Тинькофф
        Мы считаем, что сейчас инвестиции в драгоценные металлы помогут разве что диверсифицировать портфель и снизить его риски. Ведь они имеют слабую корреляцию с другими активами (акциями и облигациями).
        Для этой задачи наиболее безопасным решением будет фонд Aberdeen Standard Physical Precious Metals Basket Shares ETF (GLTR). Он вкладывает в широкую корзину ценных металлов — от золота до палладия.

        Более рисковая инвестидея — акции компании Sibanye Stillwater, у которой есть активы в Южной Африке и США. Она зарабатывает 80% выручки от продажи платины и палладия, а остальные 20% — от продажи золота. Менеджмент обещает наращивать добычу платины и палладия в течение следующих четырех лет. Учитывая проблемы на производствах Норникеля и возможный дефицит на рынках палладия и платины, у акций Sibanye Stillwater есть потенциал роста. Тем более что сейчас они стоят намного дешевле бумаг других добытчиков драгоценных металлов.
        Промышленные металлы
        Промышленные металлы, как никто, выигрывают от восстановления экономической активности. Ведь оно требует расширения производств и наращивания объемов. Проще говоря, нужно производить не только конечные блага, но и сами заводы, фабрики, оборудование и т. д. Для всего этого нужны промышленные металлы.

        В прошлом году сильный спрос появился в Китае, а затем к нему начали подтягиваться другие регионы мира. В этом году цены на некоторые промышленные металлы уже существенно выросли.
        Как долго рост будет продолжаться и какие факторы для этого есть? Ответим на эти вопросы по самым распространенным металлам.
        Сталь +49%
        С начала года прибавила больше остальных промышленных металлов. До сих пор во многих регионах мира наблюдается снижение запасов, что приводит к дефициту стали.
        В первом квартале 2021-го мировое производство стали выросло на 10% год к году, но спрос растет еще быстрее. Единственным источником спроса в том году был Китай. В этом году к нему уже присоединяются другие регионы мира. World Steel прогнозирует рост мирового спроса без учета Китая на 9,3% год к году за весь 2021-й, а в 2022-м он может составить 4,7%.
        Для примера возьмем плоский стальной прокат в Германии. По данным Business Dynamics Statistics, в марте уровень запасов этой стали в Германии снизился на 13% год к году, до 1,05 млн тонн, — это также на 2,4% меньше, чем было в феврале. Запасы снижаются уже восемь месяцев подряд, и такого маленького запаса плоского стального проката не было ни разу за последние 33 года. S&P Global Platts проводит ежемесячные исследования настроений бизнеса в Германии, и, по его последним данным, участники немецкой стальной отрасли прогнозируют снижение запасов плоского проката и в апреле тоже.
        В рамках борьбы за экологию Китай объявил об ограничении производства стали в Ханьдане (провинция Хэбэй) с 21 апреля по 30 июня, согласно Mysteel Global. В городе работает 53 доменные печи высокой производительности.
        Цены настолько подскочили, что металлургам даже дальнейший рост не нужен, чтобы хорошо заработать в текущей ситуации. Все сталелитейщики, включая ArcelorMittal и Северсталь, работают по долгосрочным контрактам. Даже если цены останутся на текущих уровнях, они будут генерировать сильные денежные потоки, которые позволят:

        + расплатиться с долгами, накопленными за последние пару лет, когда промышленный цикл угасал и спрос был невысоким;

        + повышать или поддерживать высокие дивидендные выплаты;

        + осуществлять обратный выкуп акций;

        + модернизировать производственные мощности.
        К слову, модернизация производств позитивно отразится на поставщиках графитовых электродов, которые используют в электропечах. Одним из бенефициаров станет компания GrafTech.
        Обзор GrafTech
        Подробно рассказываем о компании и в целом о рынке графитовых электродов.
        Здесь лишь напомним, что рост цен на графитовые электроды, как правило, идет с отставанием после ралли цен на сталь. Поэтому у инвесторов еще есть возможность заработать на нем, вложившись в GrafTech. К тому же важно помнить, что графитовые электроды — незаменимый компонент электродуговых печей, которые выгодно отличаются более экологичным производством стали, чем традиционные кислородные конвертеры: нужно в два раза меньше электроэнергии, а уровень выбросов углекислого газа сокращается на четверть. Получается, что производитель графитовых электродов может выиграть еще и от зеленой повестки.
        Основной потенциал для наращивания мощностей по выплавке стали в электродуговых печах сейчас есть в Китае. По данным на 2019 год, Поднебесная произвела этим методом только 10% стали (против 40% в ЕС и 70% в США). Китай также стремится к нулевому уровню выбросов вредных газов к 2060 году, а значит, электродуговые печи должны быть у него в приоритете. Ну а еще переход на них поможет ему снизить зависимость от поставок железной руды, которая нужна для традиционного метода производства стали. Сейчас более 80% руды Китай вынужден импортировать, делая закупки у таких производителей, как BHP, Rio Tinto, Vale и Fortescue.
        Медь +34%
        Этот металл широко применяют для производства различного оборудования, полупроводников, дата-центров, вышек сотовой связи. Спрос со стороны всех этих отраслей растет, тогда как новые месторождения меди открывают намного медленнее.
        В нашем последнем обзоре сырьевых рынков мы приводили расчеты аналитиков CRU Group. Они подсчитали, что мировая медная промышленность сильно недоинвестирована и ей нужно более $100 млрд капитальных вложений, чтобы удовлетворить прогнозируемый рост спроса к концу десятилетия. Многие производства на месторождениях меди устарели. А еще они в большинстве своем сконцентрированы в Южной Америке, где постоянно проходят забастовки работников и регулярно бывают такие погодные аномалии, как Эль-Ниньо (вызывает сильные осадки и блокирует доступ к горным месторождениям меди).
        Обзор сырьевых рынков за март
        Регулярный дайджест трендов на рынке коммодитиз.
        Сейчас, в период роста промышленного цикла, и в долгосрочной перспективе мы ожидаем дефицит меди. Он будет поддерживать цену металла на высоких уровнях.
        По прогнозам Goldman Sachs, на фоне развития зеленой экономики цена меди может вырасти к 2025 году до $15 000 за тонну — это на 50% больше текущей цены.
        Мнение аналитиков Тинькофф
        + Главным бенефициаром станет компания Freeport-McMoRan, о которой мы неоднократно писали. Она планирует увеличить добычу меди. Но уже сейчас у нее есть прочные позиции на рынке меди с точки зрения себестоимости добычи.
        + Инвесторы, которые не готовы рисковать, вкладывая в одну компанию, могут сделать ставку на рост спроса на медь через фонд Global X Copper Miners ETF (COPX), в котором собраны акции крупнейших производителей меди.
        Алюминий +23%
        Широко применяется во многих индустриях за счет своих свойств: мягкий, нетяжелый, легко плавится и устойчив к ржавчине. Bloomberg Intelligence прогнозирует рост глобального спроса на алюминий на 2% в 2021 году.
        Основной спрос (55%) создают строительная и транспортная индустрии. Но потребность в алюминии начинает расти еще и у:
        производителей электрокаров (они постепенно заменяют сталь алюминием, чтобы сделать машину легче и тем самым увеличить пробег от одного подзаряда);
        производителей упаковок для снеков и напитков (алюминий легкий, прочный и хорошо сохраняет вкус еды, при этом его можно перерабатывать, и процесс переработки значительно проще; как правило, алюминиевая банка на 70% состоит из уже переработанного алюминия).
        Если говорить о географии спроса, то в этом году 86% глобального роста спроса должен обеспечить Китай. S&P Global Platts провел опрос участников алюминиевой индустрии, и 96% из них считают, что спрос на алюминий в Китае продолжит расти вместе с экспансией экономики. В прошлом году Китай уже установил рекорд, закупив 2,7 млн тонн алюминия.
        Почему так много? А потому, что собственное производство сильно пострадало из-за пандемии. При выплавке алюминия используется металлолом, который у Китая оказался в дефиците из-за перебоев производства. Перед китайскими производителями стоит еще одна проблема — экологические претензии властей. Их заводы в провинциях Юньнань, Синьцзянь и Внутренняя Монголия производят слишком много выбросов вредных газов. Поэтому местным производителям придется переформатировать свои предприятия, и они вряд ли смогут в одиночку удовлетворить высокий спрос на алюминий в Китае.
        Мнение аналитиков Тинькофф
        Удовлетворить высокий спрос в Китае местным производителям помогут крупнейшие иностранные компании — российский Русал и американская Alcoa. У Русала есть доступ к дешевой электроэнергии благодаря материнскому холдингу EN+, а Alcoa, которая успешно завершила реструктуризацию бизнеса, теперь наконец-то полностью готова генерировать денежные потоки от основной деятельности.
        Никель +4%
        В отличие от остальных промышленных металлов никель пока не пользуется высоким спросом на рынках. Ведь сфера его применения не такая широкая, как у той же меди. Но никелевая отрасль все же испытывает дисбаланс спроса и предложения — спроса больше. С учетом текущих трендов спроса к 2030 году понадобится порядка $40 млрд капитальных вложений в отрасль. Это означает потенциал роста цены на никель.
        Основной спрос на никель формирует выплавка нержавеющей стали. В перспективе импульс могут дать производители электромобилей, которые массово наращивают производство на фоне зеленой повестки. Никель используют в аккумуляторах электрокаров, однако для этой цели металл стоит довольно дорого, и его нет в достаточном количестве. Tesla и ее китайские конкуренты стараются снизить стоимость аккумуляторов — это самая дорогая запчасть электрокаров — и поэтому стараются уйти от никеля и перейти на фосфат железа. Поэтому, вероятно, никель займет нишу только в премиальном сегменте электрокаров, где цена не так важна, как производительность.
        Мнение аналитиков Тинькофф
        Среди производителей никеля, как и всегда, нет равных Норильскому никелю. Компания пережила трудный период из-за февральской аварии на рудниках. Сейчас она постепенно восстанавливает объемы добычи и в будущем продолжит удерживать лидерство на рынке никеля.
        Эффект плана Байдена
        Смогут ли госинвестиции США в инфраструктуру поддержать цены на промышленные металлы? Как мы выяснили ранее, слабая сторона плана Байдена в том, что его непросто согласовать с республиканцами, которые предложили свою альтернативную версию.
        Однако обе версии плана предусматривают инвестиции в развитие авто- и железных дорог, аэропортов, общественного транспорта и водных путей. Данные отрасли являются крупными потребителями промышленных металлов и будут стимулировать спрос.
        Выбор аналитиков Тинькофф на сырьевых рынках
        Акции: Archer Daniels Midland, ФосАгро, Sibanye Stillwater, ArcelorMittal, Северсталь, GrafTech, Freeport-McMoRan, Русал, Alcoa, Норникель

        Фонды: Aberdeen Standard Physical Precious Metals Basket Shares ETF, Global X Copper Miners ETF
        Инфраструктурные компании
        План госинвестиций в инфраструктуру США благоприятно повлияет на десятки американских компаний. Тем более что вливание средств будет не одномоментным, а в течение восьми лет. Значит, экономику они будут стимулировать на протяжении длительного времени.

        Аналитики KeyBank, Citigroup, Barron's и других инвестдомов выделили несколько компаний в разных отраслях, которые могут заработать непосредственно на строительстве и модернизации дорог, мостов, электросетей и коммунального хозяйства. Особый потенциал роста они видят у американских производителей строительной техники, компаний по прокату оборудования и производителей транспорта для железных дорог. Инвестиции в инфраструктуру и борьбу с изменением климата станут мощными и многолетними драйверами также для поставщиков инженерных и строительных услуг.
        Топ-14 бенефициаров плана Байдена среди инфраструктурных компаний, по мнению аналитиков
        Oshkosh и Terex
        Строительство и модернизация зданий и инфраструктуры должны привести к увеличению числа пакетов строительных, инженерных и монтажных работ (AWPs), росту спроса на грузоподъемную технику, бетономешалки, дробильно-сортировочное оборудование и, возможно, на пожарные и аварийные грузовики.
        Federal Signal
        Выиграет от расходов на замену водопроводных свинцовых труб и на строительство доступного жилья.
        Wabtec
        Бизнес должен расти на фоне модернизации общественного транспорта и госинвестиций в пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки.
        United Rentals
        Компания владеет крупнейшим ассортиментом оборудования и инструментов для проката строительным и промышленным предприятиям. Ее товары взаимозаменяемы, поэтому она может по-крупному заработать на развитии инфраструктуры.
        AECOM
        Инфраструктурный госплан может помочь строительной компании реализовать свою стратегию органического роста. Она генерирует 65% выручки от транспортных проектов, проектов по обустройству окружающей среды и проектированию и установке водных сооружений.
        Quanta Services
        Помогает строить и поддерживать инфраструктуру для проведения электричества, газа, воды и связи в дома и промышленные помещения. Занимается всем — от разработки проектов до закупок, строительства и обслуживания сетей. Является главным игроком на рынке, который способствует электрификации экономики США (в том числе с помощью возобновляемых источников энергии) и модернизации электросетей.
        Dycom Industries
        Подрядчик, который предоставляет услуги по проектированию, строительству, техническому обслуживанию и монтажу в сфере телеком-инфраструктуры. Должен существенно выиграть от развертывания широкополосной связи в сельских районах.
        MasTec и Jacobs Engineering
        Занимают прочные позиции в сфере инжиниринга. Рост инвестиций в инфраструктуру и зеленые инициативы позитивно отразится на их бизнесе.
        Vulcan Materials и Martin Marietta Materials
        Производители строительных материалов заработают на инвестициях в дороги и мосты.
        Caterpillar
        Может выиграть от роста спроса на строительную технику.
        Eaton
        Одна из крупнейших компаний в области управления энергоснабжением и электрификацией. Вероятно, столкнется с ростом заказов в силу модернизации и развития инфраструктуры электросетей.
        Все эти компании имеют потенциал роста, но все же он разный, как и текущее финансовое положение. Поэтому мы решили выделить четыре компании, которые, на наш взгляд, наиболее интересны для инвестиций.
        Quanta Services (PWR)
        Компания специализируется на услугах в области строительства и обслуживания электросетей. Этот сегмент бизнеса приносит ей 70% выручки. В прошлом году около 60% выручки этого сегмента принесли услуги по обслуживанию и ремонту, а остальные 40% — услуги по строительству. В следующие восемь лет оба подсегмента, скорее всего, будут расти, но услуги по строительству явно будут лидировать.
        Компания убеждена, что распространение электромобилей, 5G-технологий и энергии от возобновляемых источников требует масштабного обновления электросетей. Она прогнозирует, что в течение следующих 20 лет нужно будет менять более 4 000 миль в год из-за их морального и физического устаревания.
        С перспективами спроса на услуги компании все выглядит отлично. Но что с финансами? Тут тоже все замечательно. Рост выручки сменился на небольшое снижение в 2020 году из-за пандемии, а вот прибыль продолжила расти, даже несмотря на нее.
        Прогнозы консенсуса аналитиков, опрошенных Bloomberg, относительно роста прибыли выглядят довольно оптимистично. В этом году она может прибавить 27%.
        Долговая нагрузка у компании есть, но небольшая: чистый долг к EBITDA равен около 1х. Средств хватает даже на то, чтобы платить скромные дивиденды и совершать байбэк акций. Поэтому финансовое состояние не вызывает никаких опасений.

        Чего нельзя сказать об акциях. Конечно же, рынок не мог не заметить перспективы компании и ее прочное положение на рынке электрификации США: рыночная доля около 10%.
        Поэтому по мультипликаторам Quanta Services стоит уже не так дешево, как хотелось бы.
        С другой стороны, потенциал роста прибыли по 15—20% в год вполне стоит таких рисков. Даже на текущих уровнях. А если удастся поймать акции на коррекции и по более привлекательной цене, они станут очень хорошей инвестицией в перспективы американской инфраструктуры.
        Vulcan Materials (VMC)
        Компания генерирует около 70% выручки с продаж строительных заполнителей, таких как песок, гравий, камни. Такой большой доли выручки от этих продуктов нет ни у одной другой компании на рынке. Какие есть преимущества?
        В сегменте строительных заполнителей высокие пороги входа на рынок. Все из-за сложной логистики. Благодаря этому Vulcan Materials удается удерживать свою долю на рынке.
        Компании легко подстраиваться под спрос — быстро наращивать/сокращать производство.
        У продукции компании мало аналогов.
        Помимо строительных заполнителей, Vulcan Materials производит еще бетон, асфальтные смеси и прочие материалы похожего назначения. По данным компании, 90% выручки она получает из регионов, где занимает первое или второе место по рыночной доле.
        Естественно, бизнес по производству и поставке строительных материалов будет наиболее очевидным бенефициаром любых инвестиций в инфраструктуру — как в частном, так и в госсекторе. Реконструкция дорог, мостов и жилищных районов, затеянная американскими властями, может повысить спрос на продукцию Vulcan Materials.
        С финансами у компании тоже все довольно неплохо. После кризиса на рынке недвижимости в США, который обрушивал спрос на стройматериалы с 2010 года, у компании начали стабильно расти и восстанавливаться как выручка, так и прибыль. И даже кризисный 2020 год с пандемией не сильно повлиял на эту динамику.
        Финансирует свой рост компания довольно осторожно. Ей даже удается постепенно снижать долговую нагрузку. Сейчас она находится уже на довольно комфортном уровне: чистый долг к EBITDA равен 1,5х. Хотя каких-то два года назад уровень долгов был в два раза больше и мог вызвать тревогу.

        К плюсам можно отнести еще и стабильные дивиденды. Они весьма скромные: доходность около 1% годовых. Но их регулярность говорит о стабильности финансового положения.

        Теперь посмотрим на акции.
        Как и в случае с Quanta Services, акции Vulcan Materials стоят уже недешево. Об этом говорит мультипликатор P / E, который приближается к отметке 40.
        Но потенциал роста прибыли этого игрока на 15—20% в год в ближайшие пару лет и сильные позиции на рынке могут оправдывать такую высокую рыночную оценку. К тому же в истории компании были мультипликаторы и повыше.
        Hochtief (HOT)
        Подрядчик по строительству зданий, мостов и прочих сооружений по миру: в Европе, Азии и США. Его нет в списке аналитиков, потому что базируется в Германии. Но большую часть выручки Hochtief зарабатывает в США.
        Там он работает через свои дочерние фирмы — Turner и Flatiron. Flatiron — девятый по размеру подрядчик в сфере транспортного строительства. А Turner занял второе место в рейтинге ENR 2020 среди строительных подрядчиков на рынке США по размеру выручки в сфере строительства экологичных зданий, госпиталей, школ, офисов, отелей и других объектов.
        Engineering News-Record (ENR) — это ведущий американский журнал о строительстве.
        Учитывая ориентированность Hochtief на американский рынок (более 50% выручки), компания, несмотря на свое немецкое происхождение, получает доступ к широким перспективам роста на фоне модернизации и развития инфраструктуры США. А инвестор, в свою очередь, может сделать ставку не только на рост американской инфраструктуры, но еще и на перспективы роста на европейском и азиатском рынках, где книга заказов Hochtief расписана на три года вперед.
        По финансовым показателям компания выглядит неплохо, хотя прибыль значительно упала с максимумов 2019 года. Но зато впереди консенсус аналитиков прогнозирует исключительно восстановление и финансовую стабильность компании.
        Действительно, согласно последнему отчету, долговой нагрузки у Hochtief нет. Поэтому с 2020 года, в разгар пандемии, компания позволила себе наращивать программу обратного выкупа акций. А ведь помимо байбэка она еще и платит щедрые дивиденды.
        Доходность по ним уже находится на уровне около 5% годовых в евро, и аналитики прогнозируют, что она будет только расти.
        Ну и вишенка на торте — рыночная оценка компании. Акции торгуются дешево, если посмотреть на мультипликаторы: EV / EBITDA составляет всего 3,5х, а P / E — 11,8х. Почему так дешево? Компания малоизвестна американскому инвестору, и, возможно, поэтому ее потенциал пока остается незамеченным. Вероятно, ожидания по росту от инфраструктурного плана Байдена еще даже не заложены в цену. Переоценка может случиться позднее, когда начнет расти прибыль. Но даже если этого не произойдет, то инвестор получает дивиденды с доходностью 5% в евро. Это весьма неплохой доход в сравнении с текущими доходностями облигаций в евро.
        Jacobs Engineering (J)
        Компания покрывает довольно широкий спектр услуг в сфере инжиниринга — от строительства зданий до обслуживания Международной космической станции в партнерстве с NASA. Военно-промышленная часть бизнеса приносит 45% выручки, а большая часть работ и книга заказов, расписанная почти на три года вперед, у компании в сфере строительства.
        Компания уже может похвастаться большим количеством выполненных и планируемых проектов в сфере экологичных технологий и строительства: мостами, тоннелями, линиями метро, станциями очистки воды, ирригационными системами, опреснительными станциями, проектами развития городов, госпиталями, аэропортами, проектами экологической очистки земель, университетами, программами утилизации ядерных отходов.

        В общем, Jacobs Engineering — это один из мировых лидеров в инфраструктурной адаптации к новым экологическим нормам и реалиям. Естественно, он будет выигрывать и от восстановления мировых экономик после пандемии, и от инфраструктурных госрасходов США в следующие восемь лет. Аналитики прогнозируют, что со следующего года чистая прибыль компании начнет расти в среднем на 14% в год.
        О финансовой стабильности беспокоиться также не стоит. До недавнего времени долга на балансе почти не было, что позволяло компании платить скромные дивиденды и делать байбэк акций. В марте Jacobs Engineering закрыла сделку по покупке английской компании PA Consulting. После этого долг может вырасти на $1,8 млрд. Но даже в таком случае долговая нагрузка (чистый долг к EBITDA) останется на приемлемом уровне около 1,8х. К тому же благодаря этой покупке компания сможет значительно усилить свои позиции на европейском рынке.
        Главный минус и риск для инвестиций в компанию прямо сейчас — это только ее рыночная оценка. Акции торгуются уже довольно дорого по мультипликаторам из-за высоких ожиданий инвесторов.
        Выбор аналитиков Тинькофф среди инфраструктурных компаний
        Hochtief, Quanta Services, Vulcan Materials, Jacobs Engineering
        Вернуться к стратегии на лето 2021
        Делитесь стратегией с друзьями
        Хотите больше аналитики?
        Переходите на тариф "Премиум" в Тинькофф
        1
        Расскажите о своих целях

        Анкета из 10 вопросов о вашем отношении к риску, целях и опыте инвестиций — займет меньше 5 минут
        2
        Мы определим ваш инвестпрофиль
        По результатам анкеты мы определим ваш инвестиционный профиль — тип поведения на финансовых рынках. От него зависит, какие бумаги вам больше подходят
        3
        Сформируем инвестиционный портфель
        С оптимальным для вас соотношением ценных бумаг, учитывая ваш инвестпрофиль и валюту, в которой вы хотите инвестировать
        4
        Поможем получить статус квалифицированного инвестора
        Чтобы вы получили доступ к бумагам на мировых биржах и внебиржевым инструментам — это бесплатно для клиентов Премиума
        Made on
        Tilda